- Ещё раз о линейной перспективе.
- Выбор линии горизонта имеет большое значение в композиции рисунка.
- Порядок построения рисунка городского пейзажа
Для начинающего художника городской пейзаж не менее интересная
«модель», чем живая загородная природа. В каждом городе, большом и
малом, есть свои заповедные места и у каждого горожанина есть не одно
любимое место в родном городе.
Городской пейзаж – это рассказ о преобразованной руками человека
природе, о прошлом и настоящем, которое переплетается в старой и новой
архитектуре. Рисуя родной город, многие по-новому открывают для себя
знакомые места, казалось бы, ничем не примечательные, но подкупающие
такой трогательной и простой красотой, что могут вызывать даже чувство
гордости за свой город.
Перед тем, как отправиться рисовать городской пейзаж, советую ещё
раз открыть «Урок 5. Перспектива» и вспомнить основные законы линейной
перспективы. Стоя на улице обсаженной деревьями можно наблюдать, как по
мере удаления деревья становятся всё меньше и меньше, и самое большое
дерево вдали будет не больше карандаша в руке. То же происходит и с
машинами, в конце длинной улицы они кажутся игрушечными. Люди, по мере
удаления, кажутся всё меньше и меньше.
Так ведут себя, подчиняясь законам перспективы вертикальные
предметы. А что происходит с горизонтальными линиями? Линии разметок на
проезжей части, линии тротуаров по обе стороны улицы, линии
горизонтальных архитектурных элементов зданий, удаляясь от нас,
начинают постепенно сближаться и в самой дали, сходятся в одной точке,
которую мы в пятом уроке назвали точкой схода. Через эту точку проходит
линия горизонта. Каждый дом на улице, повёрнутый к зрителю боком, имеет
две точки схода на линии горизонта, которые в рисунке могут быть
расположены далеко за пределами листа бумаги, поэтому линии эти
являются условными и принимаются рисующим по чувству. У художника глаз
тренированный и он может убедительно определить перспективные
сокращения размеров зданий и предметов на улице, без каких либо
вспомогательных приёмов построения перспективы. Начинающему художнику,
что бы развить чувство перспективы надо постоянно сравнивать и
сопоставлять размеры и формы предметов относительно друг друга.
Если рисовать улицу, например, с балкона третьего или пятого этажа, нам
откроется далёкая панорама и больше будут видны тротуары, проезжая
часть и всё, что на них находится. Такой рисунок будет иметь высокую
линию горизонта, она будет располагаться, примерно, на 1/3 от верхнего
края листа.
Совсем иначе будет строиться композиция рисунка, если мы рисуем эту же
улицу, находясь на земле. Низкая линия горизонта в рисунке будет
находиться, примерно, на 1/3 от нижнего края листа. А всё, что мы
видели сверху, примет несколько сжатый вид.
Выбор линии горизонта и расположение её в верхней части листа или в
нижней, имеет большое значение в композиции рисунка. Не советую
располагать её строго по середине листа, такие рисунки кажутся
несколько не естественными. Особенно не советую прочерчивать линии на
рисунке по линейке, это придаёт рисунку вид чертежа и делает его
мёртвым.
Отправляясь на пленэр по городу, не забудьте взять с собой рамку
«видоискатель», потому что, выбрав понравившееся место, сразу встанет
вопрос оптимального варианта компоновки изображения на листе бумаги: по
вертикали, горизонтали или в квадрате. Решить этот вопрос лучше всего с
помощью всё той же рамки и тем же способом – изменяя положение точки
наблюдения, нужно найти такой вариант, при котором композиционный центр
оптимально разместится в пределах рамки и все элементы пейзажа
гармонично заполнят пространство.
Не отнимая от глаз рамки, надо перенести на бумагу основные ориентиры
композиции на переднем, среднем и дальнем планах. Где-то, на самом
дальнем плане определится и линия горизонта, на которой условно будут
располагаться точки схода параллельных линий. Все горизонтальные линии,
расположенные ниже и выше уровня глаз, устремятся к точкам схода на
линии горизонта.
Рисунок городского пейзажа надо строить, так как мы строили рисунок
натюрморта: вначале определить и наметить размеры самых крупных
объектов в центре композиции, не прорисовывая деталей. Сопоставляя
размеры основных частей, рисуемых объектов относительно друг друга и
мысленно упростив их до простейших геометрических тел – куб, конус,
цилиндр, надо расставить все объекты на земле, как расставляли
геометрические тела на столе, найдя для каждого свою площадку. Когда
конструктивная часть рисунка будет построена, и будет убедительно
передавать пространство в глубину, тогда можно приступать к детализации
рисунка, выделяя главные детали на переднем плане и подчиняя им всё
второстепенное на втором и третьем планах.
Свой первый городской пейзаж я советую, мой друг, порисовать с
одного и того же места несколько раз, потому как, рисуя в первый раз,
начинающий художник видит только малую часть того, что может увидеть с
этого места опытный художник. Сделав три рисунка и положив их рядом,
можно будет наглядно увидеть, как идёт процесс развития
пространственного мышления и чувства перспективы.
Желаю, мой друг, успехов.
Источник: http://cavespirit.com/ |